- Максим, если говорить о том, что вывозилось из страны и ввозилось в Казахстан посредством авиаперевозок, что все-таки преобладало во время пандемии, да и в целом, какая тенденция – мы больше экспортируем или импортируем?
- Безусловно, доля импорта ощутимо выше. В основном, мы активно завозим товар в Казахстан через авиа. И в пандемию эта тенденция сохранилась. Импорта много, да. Но и конкуренция здесь очень серьезная. Я говорю о самих перевозках. Потому что одни и те же авиакомпании дают всем одни и те же тарифы. И если потенциальный клиент в поисках компании, которая может оказать ему услугу, как минимум пять компаний, к которым он обратится, скинут ему одинаковые тарифы. Различия будут лишь в качестве сервиса и комиссии за услугу. Что здесь подразумевается под сервисом? Конечно, оперативность, сохранность груза – на авиа эти критерии очень высокие. Самолет загрузили, он вылетел, все под контролем, везде камеры, в самом аэропорту тоже. Касательно сохранности еще скажу, что, когда груз забирают, ответственность несет уже агент, груз в аэропорту - сотрудники аэропорта ответственны, самолет вылетел – ответственна авиакомпания, самолет прилетел, сдали груз - тоже ответственность аэропорта и уже оттуда клиент забирает. Все. Мы – экспедиторы и по большому счету ответственности большой нет. Но, тем не менее, наша задача – проконтролировать, обеспечить сохранность.
- Что в основном импортировали в коронакризис и сейчас завозят в Казахстан?
- Очень часто медицинское оборудование, дорогостоящие медикаменты. Нередко такой товар стоит миллионы долларов и везти его автоперевозкой, понятно, нельзя. Большой процент товара из сферы IT-технологий, перевозят также мебель. Бывают случаи, когда есть высокая срочность. Например, одному клиенту нужен был в короткие сроки определенный стол для проведения мероприятия, готовы были любые деньги заплатить тогда. Однажды из США тоже в срочном порядке привез эксклюзивный тренажер, вот прям в единичном экземпляре во всем мире, тоже клиенты готовы были хорошо заплатить. Одежду в основном фурами возят, машинами. Самолетами дорого выходит. Фрукты тоже сейчас уже нет. Если только не в зимний период. А вообще, из той же Аргентины, цены будут просто космические.
С клиентами проблем не было, спрос высокий наблюдался. Несмотря на то, что, как я сказал, высокая конкуренция, даже агенты порой одни те же, компании при этом часто боятся переходить дорогу друг другу. При этом с нашей компанией клиенты даже не торгуются. Это не хвастовство, это факт. У нас очень высокий процент возврата клиента, когда, оценив услугу один раз, он становится постоянным клиентом. Обычно в авиаперевозках участвует очень серьезный товар серьезных людей. Они не хотят рисковать из-за 100 долларов, им нужны гарантии в качестве и спокойствие.
- О направлениях. Откуда мы сегодня можем доставить груз, из какой страны?
- У Atasu Group имеются агенты в Китае, Тайване, Америке, Германии, Нидерландах, Испании, Латвии. При необходимости, можно решить вопрос с агентами любой точки мира.
- Наверняка, Китай занимает львиную долю в импорте.
- Все из Китая везется, до 70% оттуда. Бывает, когда обменный курс слишком прыгает, евро и доллар начинают сравниваться, тогда есть тенденция в сторону Европы. Но это скорее исключения. Как правило, везут в основном из Китая.
- А как Вам работается с китайскими коллегами?
- Китайцы ответственные. А может, это и наша заслуга, что мы сумели выстроить с ними такие партнерские отношения. Но у нас все очень четко и понятно. Если я написал им что-то срочное, они отвечают мне в течение часа. Я тоже всегда стараюсь моментально реагировать, чтобы процесс не останавливался. Бывает такое, что груз в аэропорт привезли, через несколько часов уже вылет, а документы не согласованы. Мне китайцы пишут – есть полчаса для согласования. Бегу как сумасшедший. А на них там авиакомпания давит – быстрее давайте. В общем всегда стараемся вместе решать любые вопросы. Есть конечно такие, кто в 18.00 ушел домой и не дозвонишься. Но с такими я не работаю. В нашем деле самое важное – это скорость и коммуникации.
- Максим, а как с тарифами, ценообразованием обстояли дела? Вслед за спросом наверняка цены взлетели?
- Цены в пандемию поднимались в три раза на авиаперевозки. Если, к примеру, сейчас около 7 долларов за килограмм оплачивается, то в те месяцы до 12 долларов доходило. Некоторые клиенты останавливали свой выбор на авто и железнодорожных перевозках, из-за дороговизны авиаперевозок. Тем, кому нужно было срочно, платили. Так и работали. Тарифы до сих пор меняются очень часто. Раньше их определяли раз в полгода, раз в год. Сейчас грузовые самолеты прилетают, оценивают количество груза и выдают тарифы. А в прошлом году, в апреле, они менялись каждые три часа.
- Максим, ну, а особенности Вашей работы в чем? Специалисты с какими навыками могут работать в авиаперевозках?
- У меня очень интересная работа. Но нервная, потому что высокая ответственность. Это главная особенность. Здесь очень важен язык. Если владеешь английским, это очень помогает в работе. А в целом, когда ты свою работу проделал на «отлично», груз пришел в целости и сохранности и вовремя, когда твой клиент доволен и благодарен, это лучшая оценка нашего труда.
- Успехов, Максим, спасибо за беседу!