145.jpeg

- Адлет, контейнерные перевозки занимают достаточно большой процент в рамках всей деятельности компании. Как давно началась тенденция на спрос в контейнерных перевозках и с чем она была связана, на Ваш взгляд?

- Да. В постсоветских странах сложилось так, что в логистике практиковались уже устоявшиеся и привычные инструменты и правила. В то время, как во всем мире уже давно активно идет процесс контейнеризации и весь мир перевозит груз в контейнерах, в Казахстане бум на эти перевозки начался только пару лет назад. Не секрет, что ключевым игроком в логистике является Китай. В последние месяцы, теперь уже даже годы, когда началась повсеместная изоляция на фоне пандемии коронавируса, у китайцев началась настоящая фобия – они боялись заразиться вирусом через передачу товаров, груза, любыми способами стремились минимизировать прямые контакты. И вот здесь решением стали контейнеры. При контейнеризации идет безопасная погрузка, дезинфекция контейнера, он закрывается на пломбы и отправляется до пункта назначения, до получателя. В Китае лаборатория проверяет его на наличие вирусов, далее вскрывают контейнер и уже на месте разгружают товар. В обратном направлении контейнер также дезинфицируют и отправляют.

- Кажется, что в контейнерных перевозках сегодня все складывается слишком удачно. Но наверняка здесь есть определенные трудности, проблемы. Расскажите о главных вопросах, которые приходиться решать в процессе работы?

- Да, проблем немало. В основном, это следствие того, что направление все еще относительно новое для казахстанской логистики и возникают шероховатости. К нам обращаются клиенты как с самыми простейшими вопросами, так и уже с конкретными контрактами, с просьбой помочь. И наши специалисты отправителям уделяют большое внимание и время, чтобы объяснить, как перевозка осуществляется на практике. Нас ценят за то, что мы не бросаем клиентов на полпути, а разъясняем и проводим непосредственно саму перевозку на должном уровне.

- А такие проблемы, типичные для других видов перевозок, когда груз по разным причинам простаивает неделями на границе, актуальны для контейнерных перевозок?

- Конечно. Бывают случаи, когда контейнеры до 3 месяцев стоят на границе. И кроме того, что есть определенные причины, связанные с недоработкой или, напротив, излишним усердием некоторых служб, здесь добавляется еще одна, характерная для контейнерных перевозок – отсутствие опыта у отправителей. Один из примеров – клиент своевременно не отправил нам накладную, сэкономил деньги и не заказал у нас услугу по оформлению. Он сказал – я сам все сделаю, сам все оформлю, я все знаю. Мы предоставили ему вагоны, экспедирование, контейнер ушел. Как выяснилось, отправитель загрузил слишком большое количество товара, выше нормы, соответственно, контейнеры задержали на китайской стороне. Они застряли именно посередине, между Казахстаном и Китаем, на нейтральной зоне. Китай не принимает и основание по возврату не дает, Казахстан не может его принять, потому что нет основания. И контейнеры вот уже на протяжении долгого времени стоят. Конечно, этот вопрос решаем. Другое дело, что теперь нужно на это время и дополнительные расходы в то время, когда такой ситуации можно было избежать.

- Стала ли эта проблема – отсутствие опыта у отправителей и их желание экономить на качественных услугах – системной в контейнерных перевозках?

- Это не системно, но бывает. Нужно понимать, что при заполнении накладных необходимо все правильно учитывать. Все графы должны быть вбиты верно. Конечно, есть человеческий фактор, ошибки везде бывают. Как следствие – остановка груза на неделю-две. Бывают случаи, когда в пути следования повреждают контейнеры – от этого тоже никто не застрахован. Просто вандалы, которые портят, дырявят контейнеры. Мы стараемся избегать этого. Но форс-мажор никто не отменял.

- А насколько часто отправители делают выбор в пользу так называемой экономии, отказываясь от полного пакета услуг? Может стоит разъяснять последствия такого решения, когда клиент, понадеявшись на свой опыт, в итоге теряет немалые деньги?

-Да, такие случаи нередки. Наша компания оказывает полный комплекс услуг по самым разным перевозкам. Когда мы предлагаем клиенту «контейнерную перевозку под ключ», он может попросить какую-то услугу отдельно – мы предоставляем. Есть еще посреднические компании, которые пытаются переманить клиента, используя демпинг цены. Бывает, что клиенты идут на это. В конечном итоге, практически все клиенты на нашем опыте, сожалеют об этом. Особенность логистики в чем? Ежедневно что-то меняется. Это не производство, где можно все наладить и быть спокойным. Что-то изменилось и тот, кто оказывал услугу уже говорит - извини, цена теперь будет другая, потому что условия поменялись. Его начинают как говорится «раскручивать» за каждую мелочь, и клиент несет убытки. В конечном итоге он намного больше теряет, а во-вторых отношения с нами тоже подпорчены. Да, бывают такие случаи, но, к счастью, нечасто. В основном клиенты, которые с нами работают, они понимают, что, если они платят, то получат услугу, хороший сервис, а если что-то на рынке меняется, компания всегда идет навстречу, чтобы сгладить эти моменты.

- Посредством каких инструментов, ресурсов и активов мы обеспечиваем сохранность груза, соблюдение сроков и других обязательств перед клиентом? Что мы имеем в распоряжении, что делает нас сильными и что позволяет нам обеспечивать нужды клиента?

- У компании большие активы. Это собственные терминалы, вагоны, техника, человеческие ресурсы. Все это есть, соответственно, когда клиенты к нам обращаются, они могут получить сразу комплекс услуг. Вот еще один пример: клиент подал план на июнь, но не успевает по каким-то причинам отправить контейнера. Его 10-20 контейнеров на терминале. Не успел по плану, переносится на июль, этот план утверждается еще дней 10. В общей сложности недели три теряется и все это время он должен платить за хранение контейнеров. Если мы видим подобные ситуации, всегда стараемся войти в положение - делаем скидки, иногда даже отменяем плату за хранение, потому что понимаем - данный товар отправлять нам, нужно просто помочь клиенту, подстраховать его.

- Адлет, давайте вернемся к работе в карантин. Какие еще изменения внесла пандемия в Вашу работу, тем более на фоне роста спроса и объемов?

- Здесь начну с того, что в контейнерном отделе я относительно недавно - четвертый год пошел. Когда я только пришел, самыми популярными, повторюсь, направлениями были импорт, транзит, когда контейнера порожними (пустые) возвращались в Китай. Россия в этом плане начала работу раньше нас, они поняли преимущества возврата китайских контейнеров, как это можно использовать в логистике. В России наблюдается сейчас дефицит контейнеров. Где их можно добыть? В Казахстане. В Казахстан прибывает много груженных контейнеров, после выгрузки они стоят порожними, после чего китайцы забирают их обратно себе. Россия предложила более удобный способ возврата, но путь там чуть длиннее, то есть просто забрала под свой экспорт. Такие вещи происходили на втором году моей работы. И вот на третьем случилась пандемия. Если углубляться, отправители в Казахстане привыкли к одному режиму работы - главное довезти до границы, остальное неважно. Груз отправляли на крытых вагонах, в контейнерах заинтересованности не было, потому что тоннаж меньше и довозить их до границы смысла не было. Во время пандемии все изменилось, Китай прекратил приемку крытых, каких-либо других спецвагонов. Но контракт надо выполнять и мышление у участников рынка начало меняться. Пришло понимание, что у контейнера масса преимуществ. Мы переадресовали крытые вагоны, которые раньше отправляли на Достык и Хоргос, где груз перегружался в контейнеры, до наших терминалов на Жетысу, закупили необходимые ресурсы, наняли дополнительную бригаду людей, которая осуществляет перегруз с крытых в контейнеры, с дальнейшим отправлением. Оказывая такой сервис, мы увидели, что клиенты начали обращаться. Вы знаете, сарафанное радио очень популярное среди людей. Клиенты начали обращаться к нам, началась высокая контейнеризация. Это, пожалуй, главное, чем была отмечена работа во время пандемии.

- А что чаще всего возите? И куда, помимо Китая?

-  В 99% - это Китай. Отправляются в основном зерновые культуры - ячмень, пшеница и прочее. Сейчас те производители, которые отправляли минералы, медь, алюминий, цинк тоже поняли, что им нужно переходить на контейнеры. Я думаю со временем они тоже будут обращаться к нам. 

- Адлет, как Ваш департамент справляется с такими объемами в работе? Что мотивирует Ваших сотрудников и конкретно Вас в достижении результатов?

- Объемы серьезные, да. Сейчас ежемесячно приходят заявки на почти 4 тысячи контейнеров. Касательно моей мотивации – мне просто нравится моя работа. Если этого нет, я думаю, в логистике долго никто не продержится, потому что это нервы, иногда нужно допоздна оставаться на работе, это высокая ответственность. Но мне это все нравится, я свою работу выполняю с удовольствием. Моя команда формировалась годами. Наша компания отличается постоянством, стабильностью и надежностью. Вот это и дает силы, дает мотивацию. Кроме того, нас ежегодно поощряют, компания много вкладывает в сотрудников, в их обучение. Все это дает нам опору, от которой мы можем отталкиваться и идти дальше. Я всегда менеджерам говорю – ошибиться может каждый, и это не значит, что за ошибку вас уволят. Нет, компания всегда поддержит, поможет и разберет – почему ты ошибся, подскажет, что можно сделать в этом случае. Последние полгода конечно были стрессовыми для работников, потому что был особенно большой наплыв заявок. Здесь мы, к сожалению, не предусмотрели проблему нехватки кадров. Найти хорошего специалиста, который готов работать, выкладываться по полной – тяжело. Но мы надеемся. Сейчас наша компания ведет набор молодых специалистов, которых готовы взрастить и сделать из них профессиональных логистов. Я сам был студентом, когда пришел в Atasu Logistics, пришел инженером, вырос до руководителя. Это было в 2011 году, мне было 20 лет. По профессии я энергетик, сюда пришел, потому что разбирался в технической части, меня взяли на работу, я проработал порядка 8 лет и из-за того, что был некий спад в контейнерном отделе, меня перевели туда, где необходимо было усиление. Так я попал в контейнерный отдел. Тогда нас было трое человек.

- То есть Вы полностью переучивались?

- Будучи инженером я чертил, создавал схемы, в общем это отдельно взятая структура. В контейнерном отделе я делаю в принципе то же самое, точнее, по тем же самым принципам – доводить все до конца, принимать оперативно решения, не бояться экспериментировать. Наши vip -клиенты, с которыми мы сейчас работаем, были моими первыми клиентами. Уже через полтора года меня назначили директором департамента. Признаюсь, для меня это было полной неожиданностью. Но если мне руководство доверило, я справлюсь. Потому что, повторюсь, мне нравится моя работа. Мы начали с трех человек в отделе и доросли до 15 на данный момент.

- Какие ближайшие планы у Вас по развитию и масштабированию департамента. Насколько известно, спрос продолжает расти и его нужно обеспечивать…

- Всегда есть задачи, который любой руководитель ставит перед собой. И главное для меня - приобрести контейнеры в собственность в стартовом объеме до 200 штук. Это план-минимум – до конца года. В целом мы пополним наш парк контейнеров до 5000.   Дальше посмотрим, как будет расти рынок. Но останавливаться мы точно не планируем, мы вырастем до самых солидных показателей, я уверен.

-Адлет, спасибо за беседу, успехов Вам!