- Гульжан, Atasu Group на рынке 23 года. Очень солидный стаж. Как компания сегодня выглядит с позиции работодателя? Насколько мы привлекательны на рынке труда?
- Я считаю, что наша компания как работодатель весьма привлекательно позиционируется на рынке, в сфере логистики, в частности. Каким образом я это оцениваю? В первую очередь, по состоянию нашего коллектива. У нас сведена к минимуму текучесть кадров, работники имеют возможность построить карьеру и вырасти в компании, большая часть сотрудников работают по 10-15 и более лет. Это говорит о том, что они себя чувствует здесь стабильно, они видят, что у них есть перспективы. У нас многие руководители выросли из простых помощников, стропальщиков и разнорабочих. При этом, нельзя говорить о том, что, только проработав здесь 10 лет возможен успех и высокие должности. Есть много примеров, когда люди меньше чем за год показывают хороший результат и добиваются повышения. Мы предоставляем достойную и конкурентную заработную плату. Наши позиции работодателя на рынке я также могу оценить по тому, что на сегодняшний день, даже не размещая вакансии на сайте, запросы соискателей постоянно приходят нам на почту, люди приносят резюме прямо в офис, то есть люди хотят работать у нас.
- А что это за соискатели? Как в целом сегодня обстоят дела на рынке с профессиональными кадрами в логистике?
- С качественными кадрами в логистике относительно все хорошо. Но дело в том, что хорошие работники не «гуляют» по рынку без дела. Согласно политики компании, мы не переманиваем сотрудников заработной платой. В Atasu Group важны такие понятия, как ценность работника, его достижения. Мы прекрасно понимаем, что специалист, которого однажды увели за заработную плату, в будущем может точно также предпочесть материальное и уйти из компании. Для нас это не очень хороший показатель. Конечно, если человек, который выбирает место работы, вдруг скажет – я готов работать бесплатно и без выходных, этот как минимум странно. Но в нашей компании мы стараемся создать такую обстановку, чтобы человек по-настоящему полюбил свою работу, своих коллег, свое руководство. Для нас это важно. Так вот, привлекая хорошие кадры, мы обращаем внимание на человеческие качества тоже, насколько этот претендент сможет ужиться с коллегами, сможет ли он быть преданным компании, сможет ли он поддержать руководство в непростое время.
- Но при этом от совсем молодых кадров, вот только что пришедших со студенческой скамьи, мы тоже не отказываемся? У начинающих специалистов есть возможность устроиться в компанию?
- Да, такая возможность есть. Бывает, что заявки на вакансию приходят, когда работник требуется срочно и когда руководитель не может тратить время на обучение, тогда, конечно, вакансия закрывается только опытным специалистом. Но даже в этом случае мы все равно обучаем, поскольку в каждой компании своя специфика и требования. В то же время мы очень часто открываем вакансии, когда руководитель готов обучать человека, взять, как вы сказали, со студенческой скамьи и уже под себя, под компанию его подготовить. Но то, с какими знаниями сейчас приходят ребята из ВУЗов, конечно, там есть чему учиться, очень мало практики, у нас мало педагогов, которые действительно практиковали перевозку в коммерческой компании. Там нужно обучать.
- Насколько я знаю, в Atasu Group работала специальная Академия, где компания готовила своих специалистов?
- Академия работала, но из-за пандемии ее деятельность приостановлена. Мы, с нашим инструктором по обучению, сейчас думаем, рассматриваем, какие есть варианты, чтобы начать обучать в другом формате. Раньше это происходило таким образом: люди после работы в вечернее время оставались, изучали полностью цель, миссию компании, то есть у них была возможность все изучить с нуля, понимали структуру компанию, как она работает, кто за что отвечает. Сейчас, повторюсь, из-за пандемии, у нас эта работа свернулась. На периоде ориентации и ознакомления с офисом, мы кратко, буквально вскользь проходим этот этап. Но, возможно, теперь будем внедрять это обучение в онлайн-формате. Сейчас такое время, когда нежелательно, чтобы люди сидели в офисе вечерами по 2-3 часа, нужно менять подход. Но сама идея эта, наша инициатива - очень эффективная. В Академии мы готовили не то, чтобы логистов, мы готовили хороших работников, которые понимают все стандарты компании и готовы им следовать. Готовили специалистов, которые умеют полностью организовывать, планировать свою работу.
- Гульжан, Вы уже отметили, что очень важно, сумеет ли сотрудник сработаться с коллегами. Получается, здоровую атмосферу в коллективе нужно создавать уже на старте, при формировании этого коллектива?
- Все верно. Создание приятной, дружественной атмосферы в коллективе – это цель, которую у нас преследует не только отдел HR, это позиция нашего первого руководителя компании Марата Жуман. Каким бы ни был суперпрофессионал, если он не умеет работать с коллективом, если он не умеет общаться с коллегами и доставляет постоянно определенные расстройства и неудобства, с такими сотрудниками мы поработаем, попробуем объяснить, что такого происходить не должно, но, если это повторяется, мы расстаемся. Это наша политика. Мы можем потерять других эффективных сотрудников, которые из-за одного человека получают негатив на работе. Поэтому и руководители отделов, и сами сотрудники следят за тем, чтобы таких моментов не было.
- Считается, что еще одним критерием при выборе места работы является возможность баланса между работой и личной жизнью. Что вы об этом думаете?
- Сейчас это не столько важно, сколько, наверное, модно. Учитывая, что мы работаем в сфере логистики, к сожалению, обеспечить такой баланс, по крайней мере производственникам, мы не можем. В 18.00 часов вагоны и грузы не останавливаются, на праздники они тоже не стоят, не ждут, логистика предполагает круглосуточную работу. Тут уже как работник организует свою личную жизнь, родных и сможет при этом качественно трудиться. Есть люди, для которых это категорически неприемлемо, я считаю, что им нужно сразу выбирать себе такую специальность, когда ты не привязан к рабочему месту и можешь позволить себе не отвечать на звонки во внерабочее время. Но даже я, HR-специалист, круглосуточно отвечаю на звонки, потому что у работника всегда может что-то случиться, и нужно быть в курсе.
- Гульжан, опять же возвращаясь к уже сказанному Вами, Вы действительно считаете, что работник и руководитель могут подружиться? Как происходит этот процесс в Atasu Group?
- Отношения руководителя и сотрудника в нашей компании – подтверждение тому, что это возможно. Именно благодаря такому формату рождается преданность людей делу, первому руководителю, компании. И это основная причина, почему человек задерживается на долгое время в Atasu Group. Я уверена, что таким специалистам как наши, постоянно поступают предложения о работе, несмотря на то, что они не ищут. Но люди остаются здесь и, как говорится, не ведутся на предложенные высокие заработные платы или другие плюшки, которые им обещают. Есть компании, где и фитнес оплачивают, и домой отвозят, и обеды предоставляют, мы многое из этого списка не обеспечиваем. Но наш сотрудник всегда может прийти с проблемой к руководителю – личной проблемой, с вопросами по здоровью, другими моментами, которые сегодня его беспокоят. И он всегда будет услышан - в тяжелый момент своей жизни, или, напротив, радостный. Я часто сталкиваюсь с тем, что человек уходит из компании, если ему месяц-два не платят заработную плату. Сейчас, во время кризиса, это особенно распространено. Совершенно четко убеждена, что, если в нашей компании, не дай Бог, будут трудности, и мы попросим работников подождать с заработной платой, люди останутся и переждут вместе с руководителем этот кризис.
- Вы с большой любовью говорите о компании, о своей работе, это очень чувствуется, читается в каждом слове Вашем…
- Я в Atasu Group работаю пятый год, а в профессии уже почти 11 лет. Да, свою работу я очень люблю, мне нравится работать с людьми. Когда я выбирала сферу HR, прежде всего, делала акцент на это – коммуникации. Компания очень много дала мне в плане опыта, здесь я прошла соответствующее обучение, чтобы стать хорошим специалистом и больше пользы приносить. Здесь всегда есть новые задачи, руководство очень быстро развивается и развивает компанию, никогда не бывает такого, что тебя поглотила рутина и несколько лет ничего не меняется. Нет. Ежемесячно новые задачи, новые идеи, новые проекты в направлении развития бизнеса, когда постоянно нужно держать руку на пульсе, что-то изучать. И мне это очень нравится.
- Какой штат сотрудников у компании сейчас? Насколько это качественный состав? В поисках каких специалистов Вы находитесь сегодня?
Сегодня у нас работают свыше 1500 человек. Основной костяк людей уже был на тот момент, когда я только пришла в компанию. Что касается качественной составляющей, те задачи, которые поставило нам руководство, мы выполнили больше чем на 80%. Я говорю о наполняемости штата, его обучении, мотивировании и поощрениях. Все необходимые проекты мы внедрили, и они показывают результат. И наши двери всегда открыты для людей, которые готовы нам помочь развиваться. Сегодня мы ищем специалистов по логистике, для организации железнодорожных перевозок, мультимодальных, авто и контейнерных перевозок, со знанием китайского и английского языков.
- Спасибо за беседу, Гульжан. Успехов!