- Шолпан Гылымбековна, давайте поймем «кухню» международных ж/д перевозок. Какие здесь особенности, свои правила и, возможно, «подводные камни»?
- У президента нашей компании есть правило - решать проблему до ее возникновения. Очень эффективное правило, как показывает практика. Департамент международных ж/д перевозок был создан одним из первых в Atasu Group и за это время мы поставили работу максимально отлаженно, все детали у нас отработаны со всех сторон. Более 20 лет мы ориентированы большей частью на Китай. Первые наши перевозки были связаны в основном с экспедированием, но это было не просто в формате «оплата ж/д тарифов по территориям» и все на этом. Если, к примеру, груз выходит из Китая, мы уже оттуда начинаем полный контроль за перевозкой. У нас работает команда брокеров, которая вплоть до каждой цифры проверяет все необходимые документы - разрешение санэпидстанции на данный груз, выясняем, под какое таможенное постановление подпадает этот груз, можно ли его ввозить в Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Армению, Россию или Азербайджан.
Мы помогаем клиенту во всех вопросах, поскольку играет роль и языковой барьер, и законы в разных странах, понятное дело, свои. О качестве наших услуг говорит лишь тот факт, что все наши клиенты остаются с нами, даже те, с кем мы начинали работать еще два десятка лет назад и с ними у нас уже установились дружеские отношения. Большое значение играет то, что мы работаем по принципу «единого окна», когда клиенту не нужно обращаться в другие компании, чтобы ему сделали схему погрузки, замерили груз, предоставили проводника, застраховали груз и т.д. Наши инженера все делают оперативно. Грузы проходят беспрепятственно. Другой наш «козырь» - скорость обработки заказа. Для клиента всегда важна оперативность. И мы стараемся не нарушать оговоренные сроки, какими бы сложными ни были условия. К примеру, в прошлом году мы отправляли из Китая в Украину негабаритный груз -аппарат «ИДК-снимок» для таможенных органов. Боялись, что Россия не пропустит груз из-за политической обстановки. Но все прошло хорошо.
- А как часто случаются «простои» груза и по каким причинам в основном это происходит?
- К сожалению, этот вопрос актуален для Казахстана. У нашей страны очень большой транзитный потенциал и с каждым днем он увеличивается. Но проблема задержки грузов на стыках не решается и, как следствие, теряется время и скорость доставки. Нет четкой схемы. Например, груз встает на таможенный досмотр, приходит уведомление, далее груз ждет своей очереди, пока его досмотрят. И здесь налицо кадровая нехватка в таможенных органах, когда просто некому досмотреть и вовремя пропустить груз. Простои могут измеряться неделями, потому что у таможни просто нет людей. Конечно, это влияет на развитие транзитного потенциала страны. Второй момент – дождались специалиста, он пришел, досмотрел груз, и, возможно, выявил несоответствие и снова поставил груз на задержку. Это опять время, расходы и так далее. На стыковых станциях Алтынколь и Достык вообще пропускная способность должна быть очень высокая. Не лучше ли все импортные грузы досматривать на станции прибытия? Когда груз пришел в Алматы, он стоит на СВХ в ожидании растаможки, в это же время сотрудник таможни может его досмотреть и не затягивать этот процесс. Да и вообще я считаю, что транзитный груз можно не досматривать. Достаточно отправить уведомление в страну-получателю, если есть определенные подозрения и пусть их таможня досматривает груз на границе. Наше государство никакого ущерба не несет. Наоборот, только расходы – чтобы нашему человеку досмотреть груз, ему нужно потратить свое время, товар неделями стоит, занимает место, сроки везде нарушаются, налоги за транзитный груз никто не платит Казахстану, то есть мы здесь абсолютно ничего не выигрываем. Вот это основная проблема.
- Задерживают любой груз и по любому маршруту? Или есть какая-то связь?
- Я бы сказала, что есть приоритеты. К примеру, в отношении груза, следующего по направлению в Европу, я подобных проблем не наблюдала. Что касается Азии – обязательно «затыки». Наверное, это нужно на правительственном уровне решать. Почему, если в страны Европы - таможня все ускоренно отрабатывает? Потому что, наверное, есть договоренности на уровне государств. Поднимался ли этот вопрос на уровне глав азиатских государств – не знаю. Азиатские страны другие - терпеливые, там менталитет другой. Европейцы – современные, они обязательно спросят - почему задержка?
- Что еще, на Ваш взгляд, сегодня препятствует развитию транзитного потенциала республики?
- Вопрос с инфраструктурой. Если, к примеру, посмотреть на станции Алашанькоу или Хоргос и сравнить их с нашими станциями Алтынколь и Достык, то здесь очевидно, что нам нужно вкладывать деньги, развивать, восполнять кадровые пробелы, заниматься цифровизацией. Наши коллеги из других стран, особенно европейских, постоянно сюда приезжают и демонстрируют на специальных презентациях насколько у них отлажена работа. Нам просто необходимо работать в этом направлении. Отдельный вопрос – тарифы. В этом году мы проводили исследование - почему многие грузы идут в Узбекистан через Россию, хотя для этого приходится делать очень большой круг, разница почти в четыре тысячи километров. У них значительно дешевле цена, разница почти в три тысячи долларов. Конечно, узбекскому получателю проще подождать, зато заплатить дешевле.
- Шолпан Гылымбековна, наверняка озвученные Вами проблемы обострились в период пандемии. Как коронавирус сказался на международных перевозках? Мы ведь до сих пор наблюдаем последствия – недавно, к примеру, сообщалось о том, что в Китае огромное количество грузов скопилось из-за ситуации с морскими портами…
- Из последних тенденций, связанных с Китаем – это заметное удорожание ставки. Китайцы очень сильно подняли цены. Я считаю, это большое влияние пандемии на весь рынок. Усложнился процесс отправки, введены дополнительные сборы по многим странам за дополнительную дезинфекцию. Грузы, которые не могли отправиться по авто, проходили по ж/д. Но до сих пор этот процесс идет волнами, стабильности нет. Как только в какой-то провинции новая вспышка коронавируса – мы уже понимаем, что будет происходить. Но что делать, в логистике, в принципе, как мне кажется, редко бывает стабильно. Работа у нас такая.
- С какими странами, какими направлениями работает Ваш департамент?
- Очень большой процент Китая, России и стран СНГ. Имеем представительства практически во всех крупных городах Китая, России и СНГ, а также на постоянной основе отправляем контейнерные поезда из Ташкента в Китай.
- А какой груз чаще всего перевозите?
- Это может быть абсолютно что угодно. Все, что можно перевезти по железной дороге. На транспортерах и платформах обычно перевозим негабаритный груз до 200 тн. за одно грузовое место (спецтехника, трансформаторы), большой поток вагонных и контейнерных перевозок – это в основном бытовая техника, запчасти, посуда, сталь, трубы и так далее.
- Шолпан Гылымбековна, давайте подытожим. Условия работы у Вас очень непростые, в последние месяцы особенно. Тем не менее, у сотрудников департамента высокие результаты работы. Получается спрос есть, и ваши специалисты при этом замотивированы на успешные показатели?
- Ежемесячно по границе Алтынколь через нас проходит свыше 3000 перевозок, по границе Достык – порядка 1500. Это огромные объемы. И поверьте, только любовь к своей профессии может двигать логистами, учитывая те проблемы, о которых я рассказала выше. В целом, я свою работу очень люблю. Логистика - безумно интересна. Каждый день что-то новое, новые маршруты и новые пути решения. Недавно вот был масштабный правительственный заказ, перевозили автобусы для «Сарыарка-Автопром». Никто из тех, кто участвовал в данном проекте практически не спал, пока отрабатывали эту заявку - обшивали, грузили, подавали вагоны, отправляли. Или отправка шести контейнерных поездов из Жетысу с медью в JINHUANAN (Китай) в декабре, прямо перед Новым годом. Китайский офис отработал на 100 %. Это все очень интересно и в то же время очень ответственно. В логистике я уже больше 15 лет. Важно суметь выстроить правильные отношения с клиентом, люди ведь тоже разные. Отдельную благодарность хотела выразить нашему руководителю – Марат Жуман никогда не стоит на месте. Не знаю, откуда у него столько энергии, но он никогда не останавливается. Вот только вроде закончили один проект, опять что-то новое, и все мы снова в эту работу погружаемся. Бывает сразу несколько проектов. Это заряжает, безусловно. Когда работа командная, всегда хочется стремиться к результатам. И здесь я безмерно благодарна нашей команде. Это действительно преданные своей профессии люди. Наш коллектив очень сплоченный и дружный, чем я очень горжусь и ценю.
- Спасибо за беседу, успехов Вам!