- Анара Сериковна, давайте начнем с небольшой справки. Что такое мультимодальная перевозка, и насколько в целом, она популярна в казахстанской логистике?

- Мультмодальные перевозки – это транспортировка груза с использованием нескольких видов транспорта. Здесь могут участвовать железнодорожный транспорт, паромная переправа, автомобильное сообщение, авиаперевозка.  Если все это скомбинировать, получится мультимодальная перевозка. С клиентом в данном случае заключается один договор. По нему заказчик может обратиться по всем видам перевозок только лишь к одному координатору, в данном случае к нам, и Atasu Group будет нести ответственность за доставку груза от двери до двери, независимо от сложности пути. В Казахстане такой вид перевозок, безусловно, популярен, в силу своего удобства. Чаще всего это практикуется в направлении импорта. Дальнее зарубежье – Америка, Юго-Восточная Азия, Африка, Нидерланды, Швейцария, Испания, Турция, Узбекистан, Россия, Франция, Китай, Япония, Южная Корея – очень часто из этих стран невозможно перевезти груз на одном транспорте. Поэтому там присутствует мультимодальная перевозка. Например, из США в Казахстан мы возим оборудование, автомобили и товары народного потребления через море и железную дорогу. Из Казахстана мы, как правило, экспортируем посредством мультимодальной перевозки сырье, продукты питания, зернобобовую культуру и прочее. Направления здесь - страны Европы, Турция, Прибалтика, Китай, Иран.

1.jpeg

- А как здесь строится ценообразование? Почему, вроде бы такой сложный маршрут, клиенту обходится гораздо дешевле, чем перевозка одним транспортом?

- К примеру, из Юго-Восточной Азии доставить груз только автотранспортом будет стоить очень дорого. Мы же можем предложить несколько вариантов транспортировки, скажем, это будет морское сообщение, которое считается очень дешевым, далее «перегружаем» груз на железнодорожный вагон. Мы комбинируем транспортные средства, находим оптимальный вариант для клиента. Мультимодальные перевозки вообще очень эффективны в плане перевозок. По желанию клиента можно найти вариант как подороже, так и подешевле. Но сейчас многое изменила пандемия коронавируса. Возник дефицит контейнеров, которые скопились в Европе и США, а в Китае их стало не хватать. Как следствие - произошло увеличение тарифов и страдает от этого малый и средний бизнес. До сих пор ситуация не стабилизировалась: если раньше наши партнеры предоставляли нам ставки, которые не менялись в течении месяца, то сейчас они предлагают максимально на 5-7 дней.

-  Расскажите, как работает логист мультимодальной перевозки?

С момента заключения договора, весь процесс перевозки и коммуникации с клиентом и партнерами передается логисту.  Его задача – обеспечить доставку груза в срок, в целости и сохранности. Как он это сделает - от этого зависит имидж компании и то, насколько будут соблюдены интересы клиента. В работе нужно многое учитывать – особенности груза, надежность агентов, с которыми проводится данная перевозка, и так далее. Когда же работа начинается, вот тогда начинается все самое интересное. Иногда бывают подводные камни, которые логист не может сразу учесть. Мы работаем с разным грузом, таким, как опасный, крупногабаритный, консолидированный, акцизный, скоропортящийся. Все это тоже надо учитывать. При перевозке все товаросопроводительные документы должны быть в порядке. Неправильное оформление влечет за собой штраф за перевозку груза, независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Также при перевозке периодически возникают такие трудности, которые невозможно решить оперативно и требуется много сил и времени для их преодоления. Повторюсь, это огромная ответственность логиста, который буквально вживается в эту перевозку. За дни, недели и месяцы пока длится перевозка логист к ней привыкает, ежедневно отчитывается заказчику, следит за грузом, решает возникшие проблемы. Это сложно, но в то же время, это своего рода вызов для логиста, у него просыпается азарт. А ведь у каждого логиста не бывает одной перевозки, их несколько. Другими словами, он начинает этим жить. Но зато, только представьте, что испытывает логист, когда доставка груза осуществлена и он с радостью об этом сообщает заказчику. Это такое удовлетворение, которое сложно описать. Это маленькая победа каждого логиста. Именно такие моменты дают толчок, мотивацию для дальнейшей работы.

 2.jpeg

- Сколько мультимодальных перевозок в месяц проводят специалисты Atasu Logistics?

- Порядка 180-200 перевозок. Здесь важно понимать, что перевозка перевозке рознь. Есть разного рода отправки – от одного вагона до контейнерного поезда. В одном случае трудозатраты – максимум час. А бывают, как я уже сказала, когда нужно потратить месяцы на одну перевозку.

- Анара Сериковна, получается, для того, чтобы заниматься логистикой, нужно иметь призвание для этого. Не каждый выдержит, не каждый сумеет. Давайте поймем портрет современного логиста?

- Все верно, помимо профессионализма, должно быть призвание. Под призванием я имею в виду прежде всего любовь к своему делу, своей стране. Вы знаете, без чувства патриотизма в логистике делать нечего. А гордость и любовь к своей родине воспитывает как раз-таки логистика в процессе работы. Благодаря ей мы узнаем очень многое, что происходит в мире. Недавно, к примеру, мы возвращали из Грузии казахстанскую строительную технику. Я начала интересоваться – зачем? Как мне до этого казалось, наши стройкомпании строят только в Казахстане. Оказывается, нет. Одна из наших крупных строительных компаний выиграла тендер в Грузии и сейчас строит там дороги. Разве это не повод гордиться своей страной? Или вот еще один, просто потрясающий, на мой взгляд, пример. Из Бангладеш мы везли пряжу. Но совсем не ту, что мы себе представляем, когда дома вечерами вяжем носки или свитера. Эта пряжа предназначена для того, чтобы ткать основу для ковров. Везли на одно из местных производств в Шымкенте.

3.jpeg

И здесь еще очень важно для логиста – выезжать на объекты, куда поставляется груз. Там на месте, ты особенно четко понимаешь, какую важную работу ты делаешь. Сидя в офисе, ты себе это просто представляешь, сделал звонки, напечатал что-то. А приехав на завод, видишь какой товар ты доставил и для чего, становится понятно – какую пользу ты принес только что своему народу, своей стране, национальной экономике. Когда я увидела огромное оборудование, которое ткет эти ковры, когда руками пощупала изделия невероятной красоты – это непередаваемые ощущения, колоссальное удовольствие, радость за свою отчизну, что в твоем Казахстане есть, оказывается, такое производство и ты помогаешь ему функционировать. Человек духовно наполняется, растет в душе патриотизм, таким он приходит в свою семью, рассказывает своим детям, родителям. Вот с этого и начинается патриотизм. В этом и главное преимущество работы логиста.

- Спасибо Вам за беседу и за любовь к профессии!